Новости

Анализ xyz методика расчета

И так, методика xyz анализа:

  1. Необходимо рассчитать коэффициент вариации;
  2. Распределение по категориям X, Y, Z.

Коэффициент вариации Коэффициент вариации рассчитывается как отношение среднеквадратичного отклонения к среднеарифметическому значению анализируемого периода. Помните, в статье АВС я рассказывал о периодах анализа, что их должно быть минимум три? Если Вы не сильны в математике, объясню на языке Excel. Среднеквадратичное отклонение { =СТАНДОТКЛОНП(диапазон периода)} делим на среднее значение { =СРЗНАЧ(диапазон периода)} Теперь необходимо расставить xyz, где После чего протягиваем формулу по всем товарам. А теперь совмещаем АВС и XYZ в одной ячейке при помои формулы: 1 вариант =СЦЕПИТЬ (значение АВС; значение XYZ) 2 Вариант =значение АВС & значение XYZ Дорогие друзья! Кто хочет получить готовый шаблон, может скачать его за символическую плату.

Xyz анализ продаж. пример расчета в excel

Вниманиеattention
Чаще всего метод применяется для определения товаров, на которые есть устойчивый спрос. Алгоритм XYZ-анализа:

  1. Расчет коэффициента вариации уровня спроса для каждой товарной категории.

Аналитик оценивает процентное отклонение объема продаж от среднего значения.
  • Сортировка товарного ассортимента по коэффициенту вариации.
  • Классификация позиций по трем группам – X, Y или Z.
  • Критерии для классификации и характеристика групп:

    1. «Х» — 0-10% (коэффициент вариации) – товары с самым устойчивым спросом.
    2. «Y» — 10-25% — товары с изменчивым объемом продаж.
    3. «Z» — от 25% — товары, имеющие случайный спрос.

    Составим учебную таблицу для проведения XYZ-анализа.

    1. Рассчитаем коэффициент вариации по каждой товарной группе.

    Abc и xyz анализ в excel с примером расчета товарного ассортимента

    Инфоinfo
    XYZ-анализ ассортимента заключается в группировке товаров по трем группам на основе изменчивости их продаж за прошлые периоды. Для проведения анализа необходимо осуществить следующий последовательный алгоритм.

    ABC и XYZ-анализ товарного ассортимента в Excel за 5 минут На первом этапе осуществляется расчет коэффициента вариации объема продаж (уровня спроса) по каждой товарной группе. Изменчивость продаж оценивается с помощью коэффициента вариации.
    Формула расчета коэффициента вариации представляет собой отношение стандартного отклонения к математическому ожиданию объема продаж. Формула имеет следующий вид: где: σ – стандартное отклонение объема продаж; xi – объем продаж в период в i-й период; n – количество рассматриваемых периодов продаж товаров; х* – среднеарифметическое значение продаж товаров.

    Xyz анализ

    Важноimportant
    Товары, чей суммарный объём продаж составляет основной продуктовый портфель, «локомотивные группы»;

    • Средние «устойчивые» продажи (B). Товары, показывающие средние продажи по объему, «твёрдые середнячки»;
    • Самые низкие продажи (С).

    Это товары с малым показателем продаж, низкой оборачиваемостью.

    В результате проведенного анализа, появляется очевидная информация, какие продукты продаются более активно, а какие – менее, каким группам предпочтительнее отдавать приоритет, а каким — не стоит торопиться. В рассматриваемом примере, группа A достаточно обширная, так бывает не всегда, всё зависит от количества номенклатуры и итоговых числовых показателей по ней.
    Для того, чтобы выявить основные «хиты продаж» группы A — необходимо произвести в ней ABC-анализ по вышеописанной методике.

    Xyz анализ

    О том, как сгруппировать временной ряд, читайте статью «Как сделать сводную и сгруппировать временные ряды?» Затем выделяем ряды с коэффициентом вариации Y Аналогично просматриваем каждый ряд, и в случае, если замечаете нестандартное поведение ряда, выявляете причины и в случае необходимости очищаете данные. Рекомендуем создать список факторов (например, акции по стимулированию сбыта, отсутствие товара на складе, спец клиенты…), и для каждого из факторов определить показатель, который вычитаем или прибавляем к данным для прогноза. После того, как данные очищены от факторов, которые в будущем не повторятся и подготовлены для прогноза, мы рассчитываем прогноз продаж. Скачать файл с примером расчета коэффициента вариации и XYZ анализом.

    Abc и xyz-анализ в оптимизации ассортимента компании

    В состав группы X входят те товары, спрос на которые находится между 0 и 0,1. Группа Y – для товаров с коэффициентом 0,1-0,25. Все остальные товары (с коэффициентом выше 0,25) относятся к группе Z.

    Подробный разбор Итак, в категории X находится продукция с наименьшими показателями коэффициента вариации (КВ). Иными словами, спрос на такие товары практически не изменяется с течением времени.

    Объём их продаж спрогнозировать очень просто. Исходя из текущих показателей продаж, можно быть смело уверенным, что в следующем месяцы объёмы (а соответственно и доход) будет тем же. Категорию Y занимают товары с так называемым «сезонным» спросом.

    Их востребованность регулярно изменяется, но не существенно и с течением времени всё возвращается. Спрос на эту группу товаров можно спрогнозировать примерно (опираясь на внешние факторы).

    Скачать Excel файл с примером расчета коэффициента вариации Как сделать XYZ анализ? Теперь сегментируем наши коэффициенты вариации и присваиваем каждому одну из 3-х букв X Y и Z

    • X — для рядов с коэффициентом вариации от 0% до 10%
    • Y — для рядов с коэффициентом вариации от 10% до 25%
    • Z — для рядов с коэффициентом вариации от 25% и больше

    Вводим в ячейку Excel формулу =ЕСЛИ(N3<=0,1;»X»;ЕСЛИ(N3<=0,25;»Y»;»Z»))

    • Неоднородные продажи по месяцам свернуть до продаж по кварталам,
    • Продажи по неделям свернуть до продаж по месяцам,
    • Продажи по товарам свернуть до товарных групп…

    Сделать прогноз по однородной группе более высокого уровня, а затем распределить пропорционально логики внутри группы.

    Abc и xyz анализ продаж: что и как считать

    Смысл коэффициента вариации заключается в оценке процентного отклонения объема продаж от среднего значения. Чем больше показатель вариации, тем менее устойчив объем продаж данного вида товара.
    На втором этапе производится сортировка ассортимента продукции по значению коэффициента вариации и классификация товаров по трем группам – XYZ на основе значений коэффициента вариации. В таблице ниже показан критерий оценки и экономическое описание для различных групп товаров.

    Группа Коэффициент вариации Характеристика класса Группа «X» 025% Товары, обладающие случайным спросом Видео-урок: «Оценка продаж. Пример XYZ-анализа в Excel» Пример XYZ анализа объемов продаж продукции в Excel Для того чтобы лучше понять смысл XYZ анализа рассмотрим реальный пример.

    В нашем случае есть магазин сотовых телефонов и имеются объем продаж различных марок.

    Xyz анализ пример расчета

    Что такое XYZ-анализ? В сравнении с ABC (см. ABC-анализ), XYZ-анализ подразумевает деление всего имеющегося в наличии ассортимента на условные группы, главное различие которых – предсказуемость спроса. В то время как ABC-анализ определяет самый продаваемый товар, XYZ-анализ может показать равномерность спроса на всю продукцию.

    Чтобы провести полноценный и точный XYZ-анализ, нужно составить подробный перечень товаров, находящихся на реализации, а так же собрать информацию об объёмах продаж. Полученные данные нужно занести в таблицу Microsoft Office Excel и найти коэффициент вариации для каждой позиции при помощи стандартных инструментов программы (формулы для вычисления см. ниже). Затем список сортируется по степени роста коэффициентов и разделяется на три группы – X, Y, Z. Коэффициент вариации колеблется между 0 и 1.

    Xyz анализ пример расчета в excel

    В нашем случае, количество позиций товарного портфеля (наименования сельскохозяйственных культур) равняется 11. Категория A (то есть 80% от общего объёма) — составляет 7 позиций, что соответствует 63,6%.

    В данном случае, модель сбыта считается несбалансированной, отдел продаж должен поработать над ней, так как 80% объема должны достигаться не 7 наименованиями, а всего 2-3 (20% от 11 позиций). Применительно к нашему исследованию – в примере отсутствуют группы-лидеры; практически вся номенклатура продаётся равномерно.

    Необходимо развивать первые три товарные группы, концентрировать внимание на них, выводить в лидеры продаж. В результате таких действий, структура сбытовой модели изменится, достигнув требуемого баланса.

    Произойдёт переход некоторых позиций из A-группы в B-группу, а из B-группы – в C-группу.

    Вам также может понравиться...

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *